«И то, что один сочтет пустяком, другой посчитает целой эпохой».
( Э.А.Асадов «Я люблю тебя, Наташка!»)


Никогда бы не подумала, что буду испытывать симпатию к советскому времени. В истории России мне всегда больше нравился период правления царей: ну там дворцы, поместья, балы, аристократы с их дворянским воспитанием и приверженностью к этикету, но никак не советское время. А сегодня вдруг поняла, что мне его не хватает. Даже не самого времени, так как я его толком даже не застала, сколько его духа, живущего в наших дедушках и бабушках. А выражается это, на мой взгляд, в одной простой истине: тогда люди были добрее.

Нет, на самом деле со мной можно поспорить. Многие заметят, что это целиком и полностью зависит от конкретного человека. В общем и целом я, конечно, согласна, но если посмотреть на вещи немного под другим углом, то можно всё таки заметить ряд простых наблюдений. Сейчас люди тоже вроде как достаточно добры, но их доброта, в общем и целом, проявляется в двух случаях: если она касается любимых и дорогих для них людей или если она имеет под собой корыстную основу. Причем под корыстной основой я имею ввиду огромный разброс целей: от «присмотреть за бабкой, чтобы получить её квартиру» и до «уступить в метро место ребенку, чтобы понравиться соседке слева». Но, как правило, практически никто сейчас не способен на добрый поступок, сделанный просто так. Конечно, читая это сообщение, каждый думает: ну нет, вот же есть я, я готов. Но давайте посмотрим правде в глаза: сколько старушек вы перевели через дорогу за последнюю неделю? Скольким помогли донести сумки домой? А кошек соседских за последний месяц сколько с дерева сняли? То-то же!

Я, возможно, сужу слишком строго, но, по крайней мере, сужу по себе. Я не раз замечала за собой этот порыв: сделать что-то доброе просто так. И ведь всегда рядом есть «Его Высочество Случай»! Ну вот, например, вот идет старик. Я же знаю - ему будет трудно подняться по этой лестнице. Наверное стоит подойти, помочь! Но, поймав себя на этой мысли, я всё же прошла мимо. Оглянулась, подумала вернуться. Но так и не вернулась. А почему? Да сама не знаю. Вроде же и не сложно, но откуда-то появилась непонятная робость, страх. Причем страх не от того, что нужно сделать этот поступок, а страх того, что тебя неправильно поймут. И это ужасно, правда, я считаю, что это ужасно! Вот она – истинная трагедия нашего поколения. Мы боимся совершать правильные поступки, естественные по природе своей, из-за того, что боимся показаться ненормальными. Мы забываем об уважении к старшим, потому что боимся показаться невежливыми, причем показаться не столько им, сколько себе подобным.



От самой этой мысли становится как-то горько. А ведь если подумать, то за последние лет пять я даже вспомнить не могу ни одного подобного доброго, чистосердечного поступка, совершенного на улице незнакомым человеком на моих глазах, который вызвал бы во мне уважение. Если сегодня ты опоздаешь на лекцию в университет и на входе в аудиторию скажешь, что опоздал, поскольку переводил старушку через дорогу, то ответом тебе послужит дружный смех, колкие шуточки и ехидные комментарии. А ведь лет 40 назад это вызвало бы одобрение и уважение.

Я подсознательно беру промежуток в пять лет не только потому, что ровно столько учусь в университете. Скорее потому, что ровно столько живу в славном городе Киеве. И дело не в том, что он хуже ставшего мне родным Харькова, и даже не в том, что мой круг общения стал гораздо более разноплановым, сместившись исключительно от представителей интеллигенции до представителей абсолютно разных социальных групп (заметим, что от этого он не стал хуже, тем более, что основывая новые связи, я стремлюсь не терять старые). Скорее потому, что последние школьные годы мне запомнились одним событием, которое врезалось в мою память. Это был класс 10 или 11, где-то в районе 9 мая. Лицей, в котором я училась, как всегда организовывал праздник для ветеранов, и кроме самого званого обеда и концерта к нему прилагающегося, мы ещё разносили определенную помощь, выраженную в виде продуктов, ветеранам близлежащего района. Квартира, честь посетить которую выпала моей группе, находилась буквально на соседней улице. Мы очень долго звонили в звонок и стучали в дверь, в какой-то момент даже собрались уходить, когда двери всё таки открыла соседка. Она провела нас в комнатушку, где жила эта ветеранша…Знаете, как говорят «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»? Я много слышала о том, что ветеранам живется мягко говоря несладко, но то, что я увидела тогда…Маленькая комнатушка, в которой из мебели была, кажется, только табуретка, куча тряпья, скомканного и заброшенного в угол, стойкий запах мочи, тусклая лампочка, едва святящаяся едко-оранжевым светом и посреди этого всего – старенькая женщина на четырехколёсной каталке, без ног, полуслепая и почти полностью оглохшая. У неё не было родных, соседка периодически ухаживала за ней, но поскольку – постольку. Тогда она плакала, плакала от счастья, потому что о ней вспомнили, потому что нашлись те, кому не всё равно. Я даже не знаю, как описать то, что я тогда почувствовала… Знаете, что такое больно? Больно, это не когда услышал обидный едкий комментарий, не когда тебя не услышали в споре, не когда о тебе забыли старые друзья и не когда плачешь о том, что рассталась с очередным парнем. Больно было увидеть вот это, увидеть и осознать.



Я даже не знаю, в чем кроется причина подобной тенденции. Возможно в том, что старшее поколение прошло через такие трагедии, как голод и война? Может по этому они вспомнили о доброте, о морали и о правильности поступков? Может всё дело в том, что под страхом смерти у них исчез страх быть неправильно понятыми? Но неужели и нам необходимо пройти через трагедии и катастрофы, чтобы осознать самые простые жизненные истины? Я не думаю, что это единственный путь. Сегодня я просто хочу сказать всем и каждому: не бойтесь делать добро, не опасайтесь того, что вас не поймут, а бойтесь не сделать правильный поступок, бойтесь пройти мимо тогда, когда вы нужны. Я верю - ещё не всё потеряно, мы ещё можем удержать доброту и в своем поколении, мы всё ещё способны передать её нашим детям и внукам. Только давайте вспоминать об этом чуточку чаще!